Косплей - это своеобразный
"театр" персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также
исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.).
Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает
исключительно японский антураж.
Зарубежные косплееры
утверждают: "Ты должен доказать, что ты - и только ты - лучше всех
играешь своего персонажа, ты - это он!". Это утверждение звучит
категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея -
максимальное соответствие своему персонажу, желание "вызвать" его на
сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто
бы он существует на самом деле.
Косплей в Японии, а также во
многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом
поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так
как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты
перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у
представителей ролевого движения.
Во второй половине 1980-х
зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных
фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших
аниме-конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за
рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей
костюмов и атрибутики для косплея.
В свою очередь, в Японии
косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни.
Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на
различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и
различных событиях, в основном посвященных аниме.
Российский
косплей находится в стадии зарождения, и существует в основном на
уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными
усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают
атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления
качественного костюма порой выступает главной причиной задержки
повсеместного распространения косплея в России.
Эта проблема
хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения. В то
же время нередко сказывается историческая разобщенность российского
аниме-фэндома и участников ролевых игр на местности. Представители
ролевого движения как правило непосредственно знакомы с технологией
изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики принимают участие в
косплее.
Разобщенность сказывается не только на уровне
фэндомов, но отчасти и внутри них. Серьезные прорехи в организации
препятствуют продвижению косплея на минимальный уровень праздничных
мероприятий, способных показать массовость явления косплея и
стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою
очередь, добились определенных успехов на этом поприще. К примеру,
известны случаи официальных выступлений на городских праздниках,
участия в телепередачах.
Современный российский косплей
представляет из себя в основном разобщенную деятельность отдельных
энтузиастов, и реже - группы энтузиастов. Ими проводятся разовые
фотосъемки для последующей демонстрации коллегам по аниме-фэндому, но
не более того. Дело практически не двигается с мертвой точки. Единичные
случаи, о которых недостаточно информации, не позволяют судить точнее.
Смелые
попытки организации крупномасштабных вечеринок для поклонников аниме с
проведением косплея не всегда оканчивались успехом, а иногда и
завершались полным провалом. Многие помнят, как зимой 2001 года многие
косплееры, специально пришедшие на вечеринку "Anime party" в
Санкт-Петербурге, вынуждены были отправиться по домам ни с чем, и когда
о них еще услышит российский аниме-фэндом - неизвестно.
С
другой стороны, косплей-показ, проведенный 28 апреля 2002 года в рамках
Третьего всероссийского фестиваля японской анимации в Воронеже под
руководством Ирины Лапшиной из клуба "R.An.Ma", был весьма успешным и,
несомненно, вдохновил многих начинающих и продолжающих косплееров. В
частности, было продемонстрировано, что и в провинциальных городах
можно создавать не менее эффектные костюмы, чем в Москве и
Санкт-Петербурге.
Развитие косплей-движения в России
дополнительно затрудняется тем, что многие не видят перспективы в самом
явлении косплея. Осознание косплея исключительно в качестве мероприятия
"бально-маскарадного" типа ставит многих в тупик. Тем не менее, при
достаточном желании и мастерстве участников косплей вполне может
развиться в масштабные игровые постановки, а в дальнейшем - как
определенное ответвление основной идеи - в игры на местности. В данном
случае возможно двухстороннее развитие косплея таким образом, что это
не будет "смущать" большинство представителей аниме-фэндома, не
признающее ролевые игры.
Рано подводить определенные итоги
относительно развития косплея в России, но на фоне некоторых
разочарований и откровенных провалов отрадно то, что заинтересованность
косплеем по сей день не спадает в различных кругах фэндома. Рано
говорить и о зрителях, до тех пор, пока не наберется достаточный состав
выступающих, однако даже рядовыми индивидуальными фотографиями
косплей-постановок интересуются в среде поклонников аниме.
Учитывая
уникальность косплея, как явления театрализованного и игрового в одно и
то же время, его развитие способно украсить российский аниме-фэндом и
образовать новое направление активной деятельности отаку (помимо
рисования и обмена аниме и мангой).